Разработка малоразмерного турбокомпрессора ТКР – 7 началась еще в начале семидесятых годов 20 столетия в ОКТБ Дергачевского завода турбокомпрессоров совместно с научно – исследовательским институтом НАТИ.
Разработанная конструкция базовой модели унифицированного семейства турбокомпрессоров ТКР -7 для двигателей мощностью 75 – 200 л. с., в частности для дизелей Д 240, Д 260 Т Минского моторного завода , Д 145 Т и Д 181 Т Владимирского тракторного завода и Д – 65ТН Рыбинского моторного завода.
В настоящее время конструкция турбокомпрессора ТКР 7 , доработана с учетом замечаний по эксплуатации и выпускается заводом Таврия Турбо.
Характеристики турбокомпрессоров ТКР 7Н-1 и ТКР 7С
( турбина ТКР 7 характеристики)
Наименование параметров | Модель турбокомпрессора | |
ТКР 7Н | ТКР 7С | |
Диапазон подачи воздуха через компрессор кг/с | 0,05 – 0,18 | 0,05 – 0,22 |
Избыточное давление при номинальной мощности двигателя кПа(кгс/м2 ), не менее
Частота вращения ротора при номинальной мощности об /мин |
60 (0,6)
80 000 – 90 000 |
80 ( 0,8 )
90 000 – 100 000 |
Температура газов на входе в турбину, К ( ) – допустимая в течение одного часа;
— допустимая без ограничения времени |
973 (700)
923 ( 650 ) |
1023 (750 )
973 ( 700 ) |
Диаметр колеса турбины ,мм | 64,5 | 64,5 |
Диаметр колеса компрессора,мм | 81,2 | 81,2 |
Масса, кг | 9,5 | |
Габаритные размеры, мм | 212 173 212 | 212 173 212 |
Особенности конструкции турбокомпрессора ТКР 7Н 1:
— Турбина турбокомпрессора выполнена с безлопаточным направляющим аппаратом, который представляет собой канал в корпусе в виде однозаходной улитки со щелевым конфузором. Материал – высокопрочный чугун. Преимущество такой конструкции – снижение трудоемкости и себестоимости из — за отсутствия направляющего соплового аппарата.
Дополнительный ряд преимуществ дает исполнение корпуса турбины унифицированным по присоединительным размерам с конструкциями ряда турбокомпрессоров зарубежных фирм, а также с турбокомпрессорами конструкции КамАЗ . Это позволяет применение агрегатов наддува разных производителей на одном двигателе.
— Корпус компрессора улиточного типа выполнен с безлопаточным направляющим аппаратом. Для уменьшения теплопередачи в корпусе компрессора установлен теплозащитный экран.
— Подшипниковый узел турбокомпрессора катушечного типа отлит из алюминиевого сплава. Для обеспечения надежной работы подшипникового узла используется подшипник скольжения – качающаяся не вращающаяся моновтулка с торцевым подводом масла к рабочим поверхностям подшипников. От осевого перемещения подшипник удерживается фиксатором, который одновременно служит для подвода смазывающего масла.
Для повышения эффективности работы газомасляного уплотнения со стороны компрессора – уплотнение выполнено комбинированным, т.е. кроме контактного применено лабиринтное в виде щитка и канавки.
Особенности конструкции турбокомпрессора ТКР 7С:
— корпус турбины – двухзаходный улиточного типа с безлопаточным направляющим аппаратом, изготовлен из жаропрочного чугуна по выжигаемым моделям;
— корпус компрессора улиточного типа с безлопаточным аппаратом, изготовлен из алюминиевого сплава;
— корпус подшипников изготовлен из чугуна;
— ротор турбокомпрессора вращается в подшипниках плавающего типа, представляющих собой две вращающиеся бронзовые втулки. Осевое перемещение ротора ограничивается упорным подшипником.
Турбокомпрессор ТКР 7-1 и турбокомпрессор ТКР 7С и их модификации в настоящее время применяются на двигателях КамАз и других.
Купить турбокомпрессор ТКР 7 и его модификации можно на предприятии Таврия Турбо г. Мелитополь.