Одной из основных частей турбокомпрессора является ротор ( от латинского roto – вращаюсь ).
Крупнейшее предприятие по производству турбокомпрессоров и поставщиком запасных частей, в том числе и ротора, является завод Таврия Турбо.
Ротор турбокомпрессора ткр автотракторных двигателей состоит из колеса турбины, вала, деталей упорного подшипника и газомасляного уплотнения, колеса компрессора и гайки.
Ротор турбины что такое — ротор турбины — это один из ответственных и напряженных узлов турбокомпрессора, работающий при больших окружных скоростях и высоких температурах газового потока. Он представляет собой вал, выполненный как одно целое с колесом турбины, на другом конце которого расположены детали газомасляного уплотнения и упорного подшипника , а также колесо компрессора, закрепленное специальной гайкой.
Одной из основных частей ротора является колесо турбины, создающее крутящий момент.
Конструкция колеса турбины должна быть надежной и долговечной, обеспечивая передачу крутящего момента с лопаток на вал. Соединение колеса турбины с валом, как правило выполняется методом сварки трением.
Колесо турбины турбокомпрессора при работе двигателя и сразу после его остановки подвергается действию очень высоких температур, поэтому изготавливается из материалов, обладающих высокой жаропрочностью. Наибольшее распространение в мире получил сплав на никелевой основе inkonel 713 ( 73% никеля и 13% хрома ), работающий при температурах до 1000 и более. В настоящее время колесо турбины в основном отливается методом литья по восковым выплавляемым моделям в вакууме.
Колесо компрессора служит для повышения давления в компрессорной ступени турбокомпрессора.
Заготовка колеса компрессора может производиться с использованием технологии литья тонкостенных отливок по эластичным моделям в разовые гипсовые формы методом вакуумного всасывания из алюминиевого сплава. В настоящее время для повышения аэродинамических параметров радиальные лопатки колеса компрессора в современных турбонагнетателях заменяются лопатками , отогнутыми назад.
С учетом высокой частоты вращения ротора, особые требования предъявляются к балансировке, которая выполняется в несколько этапов на балансировочном станке:
- балансировка вала ротора с колесом турбины;
- балансировка колеса компрессора;
- балансировка вала ротора в сборе;
- проверка и добаланстровка ротора в сборе в корпусе подшипников ( картридже) на специальном стенде.
Балансировка ротора выполняется в 100% изделий, выпускаемых на предприятии Таврия Турбо, обеспечивая тем самым надежную и безопасную работу турбокомпрессора .
Ротор газовой турбины – это часть лопаточной машины, в которой энергия газа под высоким давлением и температурой подается на рабочие лопатки турбины, которые передают крутящий момент на вал. Разновидностью газовой турбины может служить ротор турбокомпрессора.
Турбокомпрессоры турбины для автотракторной техники могут изготавливаться в трех исполнениях:
Н – низкого;
С – среднего;
В – высокого давлений наддува.
Поэтому ротор турбины высокого давления конструктивно такой же, как и ротор турбокомпрессора ткр низкого давления наддува.